Родос доисторический

По туристическим сайтам неудержимо кочует легенда о происхождении Родос. Согласно канонической версии, дело было так. Бог Солнца Гелиос опоздал к общему дележу земли между богами. И Зевс, дабы не обижать коллегу, совсем уж было собрался заново взять все и поделить, но тут кстати из морских пучин поднялся остров...

 

На этом красивая легенда переходит в не менее красивые выводы о море, солнце и «только сегодня и только у нас путевки за полцены...».

 

А между тем, история прерывается на самом интересном месте — на том моменте, когда она еще не перестает быть легендой, но дотошные археологи осторожно начинают подбрасывать факты. Речь идет о первоначальных обитателях Родоса — тельхинах.

О том, что тельхины не причисляли себя к грекам, свидетельствует хотя бы такой факт: античные авторы спорили, на какой слог в названии местного населения падает ударение. Кроме того, общая негативная тональность в оценке жизнедеятельности и морально-этических качеств коренных родосцев говорит о том, что греки тельхинов не любили.

 

В частности, тельхины известны тем, что именно они изготовили для Крона тот самый серп, которым он так некрасиво воспользовался. Это, судя по всему, послужило рекламой оружейному искусству коренных родосцев - и следующим заказчиком выступил бог Посейдон. Для него тельхины выковали знаменитый трезубец. В благодарность брат Зевса полюбил местную женщину, которая родила от него шестерых сыновей и одну дочь по имени Рода. В честь нее остров и получил свое название.

Небезызвестный римский историк Светоний заявлял, что тельхины могут менять облик, представая перед людьми то рыбами, то змеями, то демонами. Некоторые из них, по его версии, не имеют рук и ног, а если имеют, то с перепонками между пальцами. Впрочем, еще современники обвиняли Светония в излишней предвзятости.

 

И все же стоит учитывать, что версия Светония прочно опирается на мифологическую традицию, которая обвиняет тельхинов в чародействе, попутно признавая за ними особое мастерство в металлообработке. Учитывая, что сам Родос крайне беден полезными ископаемыми, можно предположить, что предки тельхинов были как-то связаны с Критом, где благородных металлов было достаточно.

Связь с Критом подтверждают и археологические раскопки. Минойская культура нашла свое отражение даже в местных топонимах. Например, многие исследователи склоняются к мнению, что поселение Ялис связано с названием критской горы Алисис. Критский след присутствует и в знаменитой Линдской храмовой хронике. В числе подношений Афине Линдии фигурирует серебряный кубок с надписью: «Минос — Афине Полиаде и Зевсу Полнею».

 

Некрополи Ялиса так же подтверждают контакты с минойской культурой. Любопытно, что гробницы были многоразовыми: при последующих захоронениях ранее погребенные останки просто отодвигались в сторону, а погребальный инвентарь заменялся на новый — старый уничтожался, потому что культурные люди в загробной жизни из общей посуды не едят.

Сквозь все мифы о тельхинах красной нитью проходит связь народа с морской стихией. Это, скорее всего, означает, что были эти достойные люди прекрасными мореплавателями и рыбаками. Пока не пришли древние греки.

 

Вообще, надо отметить, что древние греки были народом суровым и, придя куда-нибудь, если и щадили кого из местных, то скорее по недосмотру или из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.

 

Уничтожение догреческого населения Родоса античные авторы свалили на богов, подведя под это правовую базу: как-то тельхины отказали Афродите в посещении острова, и богиня, натурально, разгневалась. В результате остров залила вода, а население разбежалось. Бог Солнца Гелиос ради своей возлюбленной из местных — нимфы Родос — высушил остров. И на нем поселились греки. Трактовка мифа особой сложности не представляет.

Родос гомеровский

Нельзя сказать, что греческое «наше все» Гомер в своей бессмертной поэме уделил Родосу достаточно внимания. Сделал он это мимоходом, но тем не менее: кое-что полезное извлечь из его упоминаний можно. И прежде всего: родосцы приняли участие в Троянской войне.

 

Родос в греческом войске был представлен приплывшими на девяти кораблях дружинами Тлеполема,

 

Кои в родосской земле, разделенные на три колена, 
Линд и Ялис и Камир белокаменный вкруг населяли.

(пер. Н. Гнедича)

 

Тлеполем — сын Геракла. Один из женихов Елены Прекрасной. Потерпев неудачу в этом начинании, женился на Поликсо — аргосской аристократке. Судя по всему, отличался вспыльчивым характером: желая за какую-то провинность наказать палкой слугу, случайно убил Ликимния, дядю своего отца.

Сложно сказать, почему возникшая проблема не была решена традиционным для древнегреческого общества способом: Тлеполему нужно было всего лишь добежать до какого-нибудь соседнего поселения с полноценным царем, где тот и очистил бы его от убийства. Вероятно, Тлеполем опасался мести многочисленной родни. Поэтому с друзьями и сочувствующими погрузился на корабли и поплыл на Родос, который и захватил. Именно Тлеполему приписывают основание трех городов острова — Линда, Ялиса и Камира.

И жизнь, как говорится, сразу наладилась. Самому Родосу завоевание сыном Геракла тоже пошло на пользу — остров принялся развиваться и богатеть усиленными темпами. Однако в какой-то момент ошибки молодости напомнили Тлеполему о себе. Будучи одним из женихов Елены Прекрасной, он, как и прочие претенденты, приносил клятву, суть которой сводилась к следующему: никогда не поднимать оружие на избранника своей потенциальной супруги и помогать ему, если он призовет на помощь. Именно этой клятвой и воспользовался Менелай, прося поддержки у своих бывших товарищей по сватовству.

Верность слову заставила Тлеполема покинуть спокойный Родос и помчаться на другой конец Эгейского моря. Вернуться ему было не суждено — Тлеполем погиб под стенами Трои от руки некоего Сарпедона, данные о котором противоречивы. Многие годы в честь своего древнего царя родосцы отмечали праздник «тлеполемии».

 

Как ни странно, Елена Прекрасная тоже почиталась на Родосе. Связано это было с тем, что, согласно одному из мифов, после окончания Троянской войны она за каким-то делом посетила остров, где как раз царствовала вдова Тлеполема Поликсо. Царица нарядила служанок в костюмы эриний (богинь мщения), велела им схватить Елену и повесить на дереве. С тех пор на Родосе появился культ Елены Дендритиды (древесной).

Родос античный

С древних времен родосцы заявляли, что у них не бывает ни дня, когда они не видят солнца. Сие есть преувеличение, впрочем — небольшое. Остров всегда славился своим прекрасным климатом и, как следствие, сельскохозяйственной продукцией. Особенно вином, знаменитым на всю ойкумену. Развитие земледелия компенсировало недостаток полезных ископаемых, о чем мы уже упоминали. Помимо аграрных трудов родосцы промышляли профессиональной добычей губок и брюхоногих моллюсков иглянок. Последние служили источником красящего пигмента, известного как пурпур. В древнем мире без пурпура не мог обойтись ни один уважающий себя правитель.

 

В многочисленных внутри/межнациональных распрях и спорах родосцы старались держать нейтральную позицию. Потому что основу их благосостояния составляла торговля. Местное руководство умудрялось, например, дружить с Аргосом и одновременно торговать с его врагом — Коринфом.

Остров занимал весьма удачное местоположение — находился на пересечении ключевых торговых путей: все морские маршруты как в Грецию, так из из нее проходили через родосские гавани. Кроме этого, традиционно доверительные и теплые отношения с Египтом, аграрной сверхдержавой древнего мира, обеспечивали родосцам привилегированное положение на рынке зерна. Например, во времена, когда древние греки еще не видели разницы между морской торговлей и пиратством, им было запрещено заходить в египетские порты. Однако же для торгового флота Родоса власти Египта сделали исключение.

Оседлав торговлю между Грецией и Сирией с Египтом, родосцы приступили к колонизации малоазийского побережья, до которого тут было буквально подать рукой. В какой-то момент колонизаторы наткнулись на персидскую империю Ахменидов, у которой имелись свои планы. Был период, когда Родос эти планы одобрял — на острове даже состоялись переговоры представителей греческих городов, враждебных Спарте, с персидскими сатрапами, планировавшими против Спарты военные действия.

 

Тем не менее, Родос решил воздержаться от участия в греко-персидских войнах и, чуть позже, предпочел понаблюдать со стороны за войной пелопонесской. Противостояние Афин и Спарты побудило жителей острова объединить три основных города — Линд, Камир и Ялис — в единое государство.

Это эпохальное событие и стало причиной создания того самого города Родоса, куда мы ездим сегодня за сувенирами. Между прочим, идея создания новой столицы оказалась настолько удачной, что небезызвестный Полибий в свое время называл город Родос центром мировой торговли.

 

Объединение родосских полисов повлекло за собой и объединение флотов. В плане морской силы Родос и без того имел немалый вес в античном мире. Теперь же островная флотилия превратилась в грозную силу. А учитывая, что патриотическое воспитание на Родосе внушало подрастающему поколению, что служить на кораблях — это почетно и достойно настоящего мужчины, нет ничего удивительного, что впоследствии даже римляне ездили на Родос учиться морской стратегии. Ну и первый в мире кодекс морского права был разработан и принят на Родосе.

Еще с четвертого века до н.э. родосцы начинают, сначала слегка, потом все более смело торговую войну с Афинами. Доходит до того, что некий Филипп Македонский, преследуя те же цели — экономическую борьбу с Афинами — признает родосскую монетную систему.

 

Завоевательный зуд сына вышеупомянутого царя так же сыграл на руку Родосу. Масштабная захватническая кампания способствовала росту торговли. А вот смерть Александра Македонского принесла Родосу серьезные проблемы.

Родос эллинистический

Безвременная кончина Александра Великого поставила перед его верными военачальниками, диодохами, серьезный вопрос: как делить награбленное. Кое-как полководцы с этим разобрались, но, как водится, спустя непродолжительное время накопившиеся разногласия привели к открытым столкновениям.

Применительно к истории Родоса наиболее существенным стало противостояние Птолемея Сотера, которому достался Египет, и Антигона Одноглазого, подмявшего под себя всю Малую Азию. Ценя стратегическое значение Родоса, Антигон предложил островитянам отказаться от торговли с Египтом и передать свои порты под базы военных кораблей. Родосцы закономерно отказались.

 

Чтобы переубедить строптивых жителей Родоса, не понимающих своего счастья, на остров прибыл сын Антигона Деметрий с целью захвата столицы. Осада продолжалась целый год — Деметрий привез с собой множество осадных машин и стенодробильных приспособлений, благодаря которым несколько раз проламывал укрепления города. Однако защитники, разобрав все подходящие постройки, в том числе и храмы, выстроили второй, внутренний, ряд стен и раз за разом отбивали штурмы. Птолемей со своей стороны прилагал все усилия, чтобы поддержать родосцев.

В итоге Деметрию пришлось погрузить свое войско на корабли и уехать ни с чем. Точнее, островитяне вынуждены были выдать его папе Антигону сто заложников и пообещать не вступать в военный союз с Птолемеем. Брошенные неудавшимся захватчиком осадные машины родосцы продали и на вырученные деньги заказали постройку статуи бога Гелиоса — потому что успешное отражение атаки превосходящих сил противника, да еще и вооруженных зловещими механизмами, можно было объяснить только чудом.

Гигантский монумент — Колосс Родосский — тоже получил статус одного из чудес света. Но пребывал он в этом статусе чуть больше полувека. Во время землетрясения 226 года до н.э. статуя рухнула. Восстанавливать ее не решились. Согласно преданию, боги были против. К тому же, больше никто не бросал на острове осадных машин, которые можно было бы под это дело монетизировать.

После того, как у диодохов все устаканилось, на протяжении примерно 150 лет Родос пребывал в спокойствии и накоплении капиталов. Товарооборт между государствами рос, морские пути не пустовали, и гавани острова всегда были открыты для купцов со всей ойкумены. Собственный торговый флот, весьма изрядный, позволял острову экспортировать свою продукцию во все средиземноморские страны. Но в какой-то момент торгово-пасторальную идиллию нарушили римляне.

Родос имперский

Изначально отношения Родоса с Римом складывались вполне себе дружественно. Как уже упоминалось выше, римляне признавали и ценили опыт родосских мореходов, особенно военных. И с благодарностью его перенимали. Родосцам довелось даже выступить союзниками римлян в войне с царем Сирии Антиохом Великим — они приняли участие в битве при Сиде. За это Рим отдал родосцам часть Карии и Ликии.

 

Но дальше дружба не задалась. Все началось с того, что в Македонии на престол взошел царь со скромным именем Персей и послал Рим куда подальше. Тем самым он обеспечил себе место в истории — как последний царь независимой Македонии. Но родосцы об этом не знали, хотя расклад сил позволял делать прогнозы.

Родос проявил политическую близорукость, отказавшись встать на сторону Рима в борьбе с Персеем (македонским). И впоследствии об этом пожалел. Сделав Персея достоянием истории, римляне отобрали у Родоса Ликию и Карию. Но ладно бы только это — жили, в конце концов, родосцы без Ликии и Карии, и ничего, как-то концы с концами сводили. Коварные итальянцы, захватив остров Делос, объявили его порт свободным от пошлин. И торговые потоки в Эгейском море тут же переориентировались роковым для Родоса образом.

 

Выводы были сделаны быстро. Всего через пару лет Родос заключил с Римом военный союз, следствием которого стало участие островитян в третьей Пунической войне против понтийского царя Митридата, с которым родосцы до этого дружили. Но вскоре опять замаячило неблагополучие.

Во время гражданской войны в Риме Родос долго выбирал, на чью сторону встать. Римляне это запомнили. Ну а переполнил чашу терпения Рима завуалированный отказ родосцев помочь в борьбе с малоазиатскими врагами: на призыв Кассия и Брута (будущих убийц Цезаря) родосцы ответили, что вначале должны дождаться решения Сената. Вспыльчивый Кассий приехал на Родос, захватил город, пожег корабли и вывез в Рим все сокровища и произведения искусства. И на долгие годы Родос исчез с международной политической арены.

Родос византийский

57 год стал для Родоса поворотным событием. По пути из Иерусалима в бухту Линдоса заехал апостол Павел. Впоследствии бухта будет названа его именем, Родос станет одним из центров православия, уже в первом веке обзаведясь собственным митрополитом, а потом возглавит византийскую Епархию Островов. Но 57-м году язычники ни о чем таком даже не подозревали. Между тем, могущество Рима, пусть еще и не трещало по швам, но уже начало слегка поскрипывать.

Прочные торговые связи Родоса с Византием (будущим Константинополем) сложились еще задолго до наступления новой эры. В последующие века взаимовыгодные отношения только крепли. Поэтому после раздела Римской Империи на Восточную и Западную Родос легко и органично вошел в состав Византии.

 

Жизнь под властью Константинополя на первых порах складывалась не в пример лучше, чем во времена владычества Рима. Проблемы начались после захвата Родоса персидским царем Хосровом. В конце-концов Византия с этим персонажем разобралась, но в 563 году Родос снова захватили, на этот раз арабы амира Муавии. Продемонстрировав деловую хватку, они выгодно продали медные обломки Колосса, до этого мирно пролежавшие на острове почти 800 лет. В 717 году Родос снова захватили. Теперь сарацины. А в 807 году на остров прибыли войска Харуна ар-Рашида с целью тотального грабежа.

Дальнейшая история византийского Родоса тоже протекала неспокойно. Можно сказать, остров разделил судьбу Византии, пребывавшей в перманентных войнах и набегах. На острове организовывали свою факторию венецианцы, Ричард Львиное Сердце вербовал родосцев в свое войско для похода на Иерусалим. В определенный момент на Родосе появился собственный деспот, который даже начал чеканить монеты. В 1261 году император Михаил Палеолог выгнал крестоносцев из Константинополя, а Родос отдал генуэзцам. В 1309 году вся чехарда резко закончилась - Родос взял в свои железные руки рыцарский Орден святого Иоанна.

Родос рыцарский

Рыцари-иоанниты, они же госпитальеры, до появления на Родосе пережили много приключений. Возник орден сразу же после первого крестового похода и поначалу занимался защитой пилигримов, прибывших в Иерусалим. Параллельно на средства ордена был построен лазарет возле Храма Гроба Господня. Постепенно монахи стали предоставлять паломникам полноценную вооруженную охрану — с конями и рыцарями. При этом лечебные функции по-прежнему исполнялись: к середине 12 века внутри ордена произошло разделение на братьев-рыцарей и братьев-лекарей. Между прочим, наименование «госпитальеры» в средние века воспринималось как кличка — за такое обращение легко было схлопотать по лицу железной перчаткой. Как с этим обстоят дела сейчас — желающие могут проверить самостоятельно, орден все еще функционирует.

Госпитальеры быстро завоевали авторитет и уважение как в Святой Земле, так и за ее пределами. Дошло до того, что Фридрих Барбаросса специальным указом даровал рыцарям-иоаннитам заботу о своей безопасности.

 

После падения Иерусалимского государства орден отступил в графство Триполи. Но и там долго не продержался. Нужно отметить, что доблести госпитальерам было не занимать: их крепости пали одними из последних, и рыцари с боем пробились к кораблям для эвакуации из Палестины.

 

Отбыли госпитальеры на Кипр, но там им не понравилось, потому что пришлось признать себя вассалами правителя Кипрского королевства и зависеть от европейских пожертвований. Поэтому рыцари договорились с генуэзскими пиратами и 23 июня 1306 года поплыли завовевывать Родос.

Высадившись на острове, завоеватели первым делом попытались взять штурмом столицу, но сходу не вышло. Тогда они пошли и захватили Филеримос, вырезав турецкий гарнизон. Вскоре к обороняющимся прибыло подкрепление из Константинополя, что усложнило положение рыцарей. Они даже послали гонца к императору, предлагая отдать им остров в обмен на признание византийского сюзеренитета. Император отказал.

 

А зря. Потому что вначале папа Климент признал Родос собственностью госпитальеров, а потом на остров прибыло подкрепление из большого количества братьев-рыцарей, и гарнизон Родоса сдался без боя на условиях сохранения жизни и имущества.

Госпитальеры быстро восстановили родосский флот, отстроили и многократно усилили укрепления столицы острова, попутно возведя на побережье ряд фортов и крепостей. И принялись доставлять беспокойство соседям, прежде всего туркам и мамлюкам. Серьезно перепадало и североафриканским пиратам. Братьям по вере, нарушающим папский запрет на торговлю с Мамлюкским султанатом, тоже доставалось.

 

После падения Константинополя дела у ордена ухудшились. Захватчик Византии, султан Мехмед II, переключил на госпитальеров все свое внимание. В 1480 году рыцарям пришлось выдержать длительную осаду. В этот раз крепость выстояла, несмотря на численное превосходство противника. Но всем было понятно: вскоре последует новая попытка захвата — политическая обстановка неудержимо менялась не в пользу родосцев.

В 1522 году стотысячное войско Сулеймана Великолепного приплыло на Родос для окончательного решения рыцарского вопроса. Госпитальеры могли противопоставить этой армии только семитысячный гарнизон.

 

Османы приступили к осаде вдумчиво и неспешно. Были заняты все высоты вокруг города. Турецкие корабли организовали морскую блокаду острова. Сам Сулейман расположил свою резиденцию на Акрополе Родоса. И, оглядев укрепления, скомандовал начинать.

 

Осада продлилась полгода. К финалу противостояния в крепости оставалось не более 1500 человек, способных держать оружие. Практически закончился порох, провиант тоже подходил к концу. На последнем военном совете руководство ордена сошлось во мнении, что буквально два-три новых приступа — и город падет.

Между тем, и в лагере у Сулеймана ситуация сложилась тоже далеко не радужная. Большие потери — около 40000 солдат — заставили султана собирать пополнение со всех подвластных ему земель. Моральный дух войск был подорван чередой неудачных штурмов. Избранная тактика подкопов под крепостные стены с закладкой мин не оправдала ожиданий. В довершение всего — началась зима, пусть и не русская, но в условиях продуваемого всеми ветрами острова тоже не подарок.

Все это послужило причиной того, что Сулейман решил пойти на переговоры. Султан предложил Магистру сдаться на почетных условиях: разрешил рыцарям выйти из крепости с оружием и знаменами и даже предложил корабли для эвакуации куда-нибудь подальше. Помимо госпитальеров, покинуть Родос разрешалось всем жителям, которые этого пожелают. Оставшимся гарантировалась неприкосновенность и свобода вероисповедания, а также освобождение от уплаты налогов на пять лет.

 

Посовещавшись, руководство ордена решило принять предложение. 1 января 1523 защитники крепости и примкнувшие к ним лица из числа местных жителей навсегда покинули остров. Ключи от города рыцари увезли с собой.

После долгих скитаний госпитальеры осели на Мальте, получив дальнейшую известность как Мальтийский орден, в числе великих магистров которого довелось побывать российскому императору Павлу I. Впрочем, римско-католическая церковь его не признала.

Родос османский

Касательно османского владычества на Родосе (как и в остальной Греции) ничего позитивного сказать нельзя. Прежде всего, турки выселили всех греков за пределы городских стен. На всякий случай - завоеватели хорошо помнили, насколько тяжело далась осада крепости. Помимо этого последовали другие ущемления в правах, принятые для всех немусульман: конфискация домов и земель, запрет на определенные виды деятельность, двойное налогообложение и т. п.

Османы очень не любили греков. Греки платили им той же монетой. И постоянно ждали удобного случая, чтобы поднять восстание. На Родосе это сделать было проблематично — в городе дислоцировался довольно крупный турецкий гарнизон.

 

Но на то она и империя, чтобы достигнув расцвета, перейти к упадку. В нужный момент опять не обошлось без России, которая, как известно, только и норовит помешать светлым силам наводить в мире порядок и демократию.

Начало Греческой революции было положено в Валахии в 1821 году. Там вспыхнуло восстание, по невероятному стечению обстоятельств возглавленное проезжавшим мимо генералом русской армии Александром Ипсиланти, этническим греком. Совершенно случайно под его руководством оказалось много российских офицеров. Официально Россия в ход событий не вмешивалась, и восставших поначалу преследовали неудачи.

 

Турки с попавшими к ним в руки повстанцами не церемонились, убивая даже тех, кому сами же гарантировали жизнь в случае сдачи. После того, как в Константинополе был казнен Патриарх Григорий V с тремя митрополитами (власти заподозрили их в связях с восставшими), Россия разорвала с Портой дипломатические отношения. Тут туркам впору было насторожиться. Но они традиционно отложили это на потом.

Тем временем восстание охватило Пелопонесс, Крит, Кипр и другие острова Эгейского моря. Грекам удалось захватить обширную территорию. Оккупационные силы попрятались по крепостям.

 

22 января 1822 года первое Национальное собрание провозгласило создание Греческого государства, независимого от Османской империи. Просвещенная Европа соизволила проникнуться симпатией к этой идее, и многие европейцы решили поучаствовать в освободительной борьбе. Глядя на зверства османов, не выдержал даже лорд Байрон, хотя надо признать, что этот персонаж вообще сдержанностью не отличался.

 

Восставшие развили успех до такой степени, что в 1824 году туркам пришлось просить поддержки у правителя Египта Мухаммеда Али. Тот послал на помощь свой флот и своего приемного сына Ибрагима. При острове Наксосе египтяне вступили в сражение с греками, по итогам которого Ибрагиму пришлось прятаться на Родосе.

До 1827 года положение греков постепенно ухудшалось — они медленно сдавали завоеванные позиции. Но 6 июля в Лондоне Англия, Франция и Россия приняли конвенцию, поддерживающую независимость Греции. Правителем греческого государства стал Иоанн Каподистрия, до этого возглавлявший российское Министерство иностранных дел. А уже 20 октября объединенный флот трех держав разбил турецко-египетские морские силы. И тут турки, наконец, насторожились. Но было уже поздно — Россия объявила Османской империи войну.

Итогом противостояния, помимо материальных и моральных травм, нанесенных гордому турецкому народу, стало признание независимости Греции. Но Родоса это не коснулось. Только в 1912 году Италия, в свою очередь вступив в войну с Османской империей, забрала остров себе.

Родос итальянский

Оккупация Родоса в 1912 году Италией в ходе итало-турецкой войны была воспринята коренными жителями с пониманием: после османов приход европейских и, что главное, христианских захватчиков казался подарком судьбы.

 

Итальянцы тоже очень любили Родос, еще со времен Римской империи. И вновь захватив свое утраченное владение, принялись наводить порядок так, как они это понимали.

Развернулись масштабные строительные проекты. Например, комплекс зданий торгового порта и Нового рынка — работа итальянцев. Было воссоздано сельское хозяйство, доведенное турками до крайности, высажено большое количество деревьев. В помощь местному населению на Родос прибыло несколько тысяч итальянских колонистов.

 

Отдельным пунктом программы благоустройства шло восстановление старинного наследия. Итальянские археологи и архитекторы отметились практически у каждого античного памятника и даже выборочно что-то воссоздали, как-то: пару колонн, портик, лестницу, стадион и т.п.

В 1936 году нормального итальянского губернатора Родоса Марио Лага зачем-то заменили на ненормального — фашиста с длинным и ненужным именем. Последствия не заставили себя ждать: итальянский язык был объявлен единственным государственным, греческая церковь попала в опалу, а все местные газеты запрещены.

 

Новый губернатор сразу же приступил к реконструкции Дворца Великих магистров. Памятник средневековой архитектуры погиб в 1865 году, когда в соседней церкви от удара молнии взорвался турецкий пороховой склад. Обвинения против Зевса доказаны не были. Восстановление Дворца прошло быстро и задорно, что называется — с огоньком. Попутно был уничтожен культурный слой, накопленный за несколько тысячелетий. Но это все мелочи, когда дело касается Муссолини: дворец отводился под его резиденцию.

У итальянцев, поддавшихся тлетворному влиянию фашизма, оформилась мечта: превратить Родос в фешенебельный национальный курорт. Поэтому помимо Дворца в Родосе для дуче построили еще и виллу, известную под названием «дача Муссолини». Доподлинно не известно, бывал ли Муссолини на своей родосской фазенде, но сейчас здание находится в плачевном состоянии: греки его принципиально не трогают.

Итальянское правление продолжалось на Родосе до 1943 года, когда маршал Пьетро Бадольо арестовал Муссолини и объявил о выходе Италии из Второй Мировой войны. В ответ на это Германия потребовала от бывших союзников передать базы на греческих островах вермахту.

 

Итальянцы не стремились покидать Родос и послали немцев по известному адресу. Немцы применили силу. Помощь Англии и США, настороженно относившихся к недавним врагам, была маловразумительной. Родосский гарнизон оказал вялый отпор гитлеровцам, для подавления сопротивления хватило ненавязчивой бомбардировки города. После захвата острова часть итальянских сил перешла на сторону Германии, непокорные подверглись депортации. Почти все еврейское население острова было вывезено в концлагерь Освенцим.

Пока англо-американские силы обменивались мнениями о том, как они лихо, по-молодецки, будут брать Родос, который уважительно именовали «ключом к восточной части средиземноморья» (У. Черчилль), немцы усилили оборону, подвезли подкрепление — и вопрос о штурме Родоса ушел с повестки дня.

 

До самого конца войны союзники ограничивались только обстрелами и бомбардировками немецких позиций на острове. Немцы сдали Родос самостоятельно, после подписания Германией капитуляции. Остров перешел под контроль Англии, которая в 1948 году наконец-то передала его Греции.