Порт Мандраки

Наряду с бухтой Линдоса носит звание старейшего морского порта острова. Но если линдосский порт потерял свое международное значение, городской порт Родоса его только приумножил. Принимает корабли с V века до н.э. По легенде, именно здесь, на входе, располагалось одно из семи Чудес Света — Колосс Родосский. Причем корабли должны были проходить под ним: одна нога статуи опиралась на берег, другая — на оконечность мола.

 

История создания монумента настолько поучительна, что есть необходимость привести ее в назидание потомкам. В 305 году до н.э. некий Деметрий Македонский, отличающийся беспокойным характером, прибыл на Родос во главе сорокатысячного войска. В полном соответствии со своим прозвищем — Полиоркет (осаждающий города), Деметрий приступил к осаде города Родос при помощи многочисленных приспособлений. Античные историки даже измерили длину его тарана - шестьдесят метров.

 

Несмотря на всю длину и мощь, взять город у Деметрия не вышло, что может служить олицетворением народной мудрости: размер не всегда имеет значение. Побросав осадные машины, воинственный полководец отбыл безобразничать на материковой Греции, где и умер в плену.

 

Избавившиеся от опасности родосцы продали брошенную технику и на вырученные деньги организовали возведение статуи бога Гелиоса — в благодарность за помощь. Работу взялся выполнить скульптор Харес, ученик знаменитого Лисиппа.

 

Первоначально в заказе была обозначена статуя высотой в десять человеческих — то есть, примерно 18 метров. Однако же вскоре родосцы потребовали двукратного увеличения высоты, соответственно увеличив гонорар скульптору вдвое. Сейчас нельзя сказать, кто в этой ситуации проявил наивность — заказчик или исполнитель. Потому что при перезаключении заказа была упущена существенная деталь: если увеличить высоту в два раза, объем вырастет примерно в восемь раз. Харес довел работу до конца, однако был разорен и, одолеваемый кредиторами, покончил жизнь самоубийством.

 

Статуя же получилась в виде бога Солнца Гелиоса с горящим венцом на голове — маяком. Некоторые исследователи считают, что функции маяка взял на себя факел в руке бога. Продавцы сувенирной продукции несут в массы вторую точку зрения.

 

Конструктивно скульптура состояла из металлического каркаса, облепленного глиной и заключенного в оболочку из бронзы. Харес при постройке применил заимствованный у египтян прием: по мере работы он поднимал вокруг монумента земляную насыпь, таким образом решив проблему со строительными лесами. Как при этом решалась проблема пользования портом — история почему-то умалчивает. Хотя работы продолжались 12 лет.

 

Несмотря на свою монументальность, Колосс простоял на Родосе чуть больше полувека, рухнув во время землятресения 226 (или 227 года) до н.э. Была озвучена попытка восстановить статую, но Дельфийский оракул запретил это делать. Родосцы послушались. Обломки Колосса восемь веков лежали на земле и никого не трогали, пока Родос не завоевали арабы, которые сдали их на цветмет.

 

Теперь на месте предполагаемого расположения ступней Колосса расположены колонны, увенчанные бронзовыми оленями — точнее, оленем и оленихой (олень с рогами). Выбор зверей неслучаен. По преданию, давным-давно на Родосе не было житья от змей. Потом тут каким-то образом появились олени, которые каким-то образом расправились со змеями. Легенда легендой, но сейчас змей на Родосе заметить сложно. Оленей, впрочем, тоже.

 

На молу, огораживающем бухту от бурного моря, стоят мельницы, первое упоминание о которых датировано XIV веком. Раньше мельниц было больше. А туристов меньше.

 

Форт Святого Николая, он же маяк — еще одно средневековое строение. Построен на месте одноименной церкви византийского периода. В свое время играл существенную роль в системе защитных сооружений острова. Иногда решетку на входе в форт можно обнаружить открытой и нагло этим воспользоваться.

 

На набережной расположен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, копия церкви Святого Иоанна — главного собора ордена рыцарей-иоанитов, стоявшего в Старом городе и разрушенного при взрыве турецкого порохового склада, как и другие близлежащие постройки.

 

Между прочим, храм Парфенон в Афинах пострадал при сходных обстоятельствах. Напрашивается вывод: не умеешь хранить порох — займись чем-нибудь другим.

 

Плавсредства, представленные в порту, заняты преимущественно в туристическом бизнесе: от кратковременных морских круизов вдоль побережья до путешествий на соседние острова и даже в Турцию. Кроме того, на набережной в изобилии представлены стойки экскурсионных агентств, предлагающих культурный досуг на любой вкус и кошелек.